Календарь

НАШ САЙТ

РДШ

Вакансии!

В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№90» требуется социальный педагог и старшая вожатая

300-летие Омска

70 лет Победы

Счётчик посещений

счетчик посещений

«Школа для всех — школа для каждого!»

МО Естественного цикла

IP2_Butterfly

Художественная литература на уроках биологии

 

 

 

Вы говорите, нынешние школьники мало читают? Полностью с вами согласен. Можете спросить любого человека, прошедшего закалку старой доброй застойной школой. И убедитесь, как много в то время задавали читать на дом. А сколько учили стихотворений! А еще раньше? Ведь выпускник дореволюционной гимназии был обязан знать наизусть не менее 76 отрывков из произведений классики.

 

Но на самом деле глупо говорить, что все прошлое всегда лучше всего нового. Мы горюем, что книга как единственный источник знаний постепенно уходит на второй план, но это может показаться ужасным только тем, кому есть с чем сравнивать. Вот сейчас скажи мне, что может быть жизнь вообще без книг – и я отвечу, что это ужасно, что я, наверное, вообще не смог бы без книг нормально существовать. Но ведь живем же мы не то что без книг – без целых цивилизаций (например, майя). И ничего! Не чувствуем себя плохо, потому что не знаем, чего лишились.

 

Но довольно философствовать. Давайте подумаем, как же привлечь внимание ребенка к книге, как помочь ему заинтересоваться ее содержанием. Не секрет, что у многих дома имеются богатые библиотеки. Но вот знают ли дети, что за сокровища хранятся у них под боком? Ведь даже их родители далеко не всегда читают то, что покупают, надеясь, что это пригодится будущему поколению. Иногда бывает и так: ребенок прочитал книгу, но о чем она, ответить затрудняется. Как у Жванецкого: «Что поел – что газету прочитал. Все равно».

 

Когда я объясняю ту или иную тему, практически всегда возникает возможность провести аналогию между научным изложением информации и каким-нибудь эпизодом из художественной литературы. И самое интересное, что порой эти произведения дети уже читали, но для них является полным откровением, что в каком-нибудь романе или повести можно найти информацию по анатомии, физиологии, химии, физике, генетике и т.д.

 

Вы весьма кстати приводите тот или иной эпизод из книги. Конечно же, нужно сделать ссылку на источник (было бы очень хорошо, если бы дети записали автора и название книги на полях в своих тетрадях). Но элемент интриги заключается в следующем: на самом интересном месте вы прерываете рассказ репликой: «Впрочем, что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту книгу». А можно этого и не говорить. Но все же…

 

Предлагаю вашему вниманию малую толику тех литературных примеров, которые я с успехом использую на своих уроках биологии. В приведенном списке заведомо отсутствуют произведения таких корифеев профессионального жанра, как Джеральд Даррелл, Айвен Сандерсон, Джеймс Хэрриот и многие другие, так как взяты преимущественно художественные произведения небиологической направленности.

 

Тема «Строение головного мозга»

 

В романе А.Насибова «Возмездие» описывается секретная лаборатория, в которой гитлеровские ученые готовят диверсантов для выполнения спецзаданий. Чтобы превратить их в совершенно безропотных и беспрекословно подчиняющихся солдат, им проводят операцию по лоботомии – иссечению лобных участков коры головного мозга, где находятся отделы, отвечающие за самосохранение и волю. После этого человек повинуется любому приказу, может спокойно сесть на управляемую торпеду и подорвать себя вместе с кораблем противника.

 

Кстати, лоботомию проводили и с целью снижения интеллектуальной активности некоторых душевных больных. Об этом очень хорошо написано в романе Кэна Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». В психбольнице, куда попадает умственно полноценный главный герой, царят ужасные порядки, против которых он и восстает. В конце концов, строптивого пациента подвергают операции, превращая фактически в полуидиота.

 

Тема «Опорно-двигательная система»

 

В фантастическом романе Герберта Уэллса «Пища богов» рассказывается об особом пищевом продукте, оказывающем влияние на рост организма. Люди, принимающие его, вырастали до гигантских размеров. Но что интересно, пропорции тела сохранялись. А это уже повод для размышления: можно ли увеличить длину и толщину кости пропорционально, не боясь понизить ее прочность? Оказывается, используя «естественный природный материал» – пропитанные соединениями кальция кости – это сделать не удастся.

 

Тема «Торможение рефлексов»

 

История Римской империи знает такой пример. Когда враги осадили Рим, юноша Гай Муций решил пробраться в стан неприятеля и убить их предводителя. Но случилось так, что вместо военачальника он убил казначея. Муция схватили и, пригрозив ему страшными пытками, потребовали, чтобы он выдал все секреты осажденных римлян. В ответ Муций подошел к жертвеннику, положил правую руку в огонь и спокойно смотрел, как она обгорает. «Ты поступил с собой более сурово, чем мы хотели поступить с тобой!» – воскликнул пораженный военачальник. Муция отпустили, преклоняясь перед его мужеством, а осаду сняли, поняв, что такой народ не победить. Героя же щедро наградили. С тех пор потомки Муция носят родовое имя Сцевола – левша.

 

Другой пример. Рассказывают, что однажды шах решил посмотреть, кто из его подданных сумеет за год лучше всех откормить кошку. Вместе с кошкой подданные получали корову, молоком которой и надо было кормить подопытное животное. Ходжа Насреддин решил попытать счастья. Однако он поступил так: нагрел молока и сунул кошку в него мордой. Разумеется, с тех пор при виде миски с молоком кошку как ветром сдувало. А Насреддин весь год кормил семью молоком коровы. Через год шах увидел среди раскормленных кошек одну тощую и ободранную и возмутился. А Ходжа заявил: «А что за животное ты мне дал? Она же не пьет молока! Попробуй покажи ей молоко!»

 

И здесь же можно вспомнить русскую пословицу: «Обжегшись на молоке, дуют и на воду».

 

Тема «Пресмыкающиеся»

 

В повести М.Булгакова «Роковые яйца» одному ученому удалось создать аппарат, в котором под действием лучей особого спектра многократно ускорялся процесс роста и развития яйцеклеток различных организмов. Решено было направить в деревню аппарат вместе с партией куриных яиц для скорейшего выведения из них полноценных кур и петухов. Но случайно на станции перепутали партии товара и в деревню отправили не куриные, а крокодильи и змеиные яйца. От расплодившихся в провинции гадов нельзя было спастись ничем. И только зимние морозы положили конец победному шествию пойкилотермных по нашей Земле.

 

Тема «Газообмен и регуляция дыхания»

 

В романе Жюль Верна «20 000 лье под водой» описана сложная ситуация, в которой оказался «Наутилус», путешествующий подо льдами Арктики. Лодка не смогла всплыть на поверхность, чтобы проветрить отсеки. Но ведь капитан Немо имел возможность производить из воды сколь угодно много кислорода! Однако на борту не были предусмотрены аппараты для удаления из воздуха углекислого газа, повышение концентрации которого делало воздух не пригодным для дыхания.

 

Тема «Железы внутренней секреции»

 

В фантастическом романе А.Беляева «Человек, нашедший лицо» рассказывается про одного карлика-клоуна, от рождения обладавшего уродливой внешностью. Оказалось, что недоразвитие частей тела и их гротескную форму объясняет недостаточная работа некоторых эндокринных желез. После того как некий доктор прописал герою чудодейственные гормональные препараты, он обрел нормальную внешность. А своим врагам он отомстил, подмешав в пищу те же гормоны, от которых одни ожирели, а другие вытянулись, как жердь.

 

Тема «Ожоги и обморожения»

 

В романе К.Симонова «Живые и мертвые» есть эпизод, в котором описывается пленение группы немцев в ходе сталинградского сражения. На лютом морозе из развалин выгоняют гитлеровцев. Один из них, выбираясь из подвала, опирается голыми руками о заледеневшие камни. Обмороженные пальцы у него отламываются и отлетают, как фарфоровые.

 

Классическое описание обморожения жидким кислородом можно встретить и в романе С.Лема «Солярис», когда воскрешенная планетой жена героя выпивает смертоносную жидкость.

 

Тема «Сравнительная анатомия»

 

В последнем «Путешествии Гулливера» в страну гуигнгмов Джонатан Свифт довольно остро высмеял те условности, которыми человек стремится отгородить себя от остальной природы, в частности, одеждой. Когда разумная лошадь случайно увидела Гулливера спящим без одежды, она поразилась, насколько тот похож на местных полуживотных-полудикарей йэху. В принципе внешние различия заключаются лишь в наличии или отсутствии рубашки, панталон, камзола…

 

А о принципиальном сходстве внутреннего строения всех хордовых заявлял еще Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», когда отвечал крестьянскому мальчику, для чего он будет резать лягушек.

 

Тема «Экологическая взаимосвязь между организмами»

 

Фантастический рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» переносит нас в далекое будущее, когда при помощи машины времени люди стали снаряжать охотничьи экспедиции в эпоху динозавров. Убивать разрешалось только тех особей, которые и так должны были бы неизбежно погибнуть под обвалом, падающим деревом, в трясине или упав со скалы. Это необходимо было для того, чтобы никоим образом не повлиять на эволюционные процессы. Но один человек на охоте испугался и побежал, случайно раздавив бабочку. А когда экспедиция вернулась в свое время, там все изменилось. Ведь этой бабочки не хватило для выживания какой-нибудь птице, а коли она умерла с голоду, ее не съел возможный предок приматов и тоже изменил свое поведение и так далее… Короче, это повлекло за собой цепь событий, изменивших будущее.

 

Тема «Пищеварение в кишечнике»

 

Книга Стивена Каллахэна «В дрейфе» рассказывает о трагическом путешествии автора через Тихий океан. Потерпев крушение, он был вынужден более семидесяти суток находиться на надувном плоту практически без запасов пищи. Пресную воду он получал из океанской воды при помощи опреснителя из комплекта спасения. В книге описывается интересный момент, когда опреснитель наполовину вышел из строя, выдавая пресную, но загрязненную частицами ядовитой полимерной краски воду. И путешественник нашел выход: он не стал ее пропускать через всю пищеварительную систему, а сделал клизму. Ведь жидкость довольно активно всасывается через стенки прямой кишки.

 

Тема «Речь и мышление»

 

Мог ли Маугли из сказки Р.Киплинга научиться говорить на языке животных? А через несколько лет пребывания в джунглях овладеть человеческим языком? Автор утверждает, что люди не слышат и не могут издавать очень высокие звуки только потому, что не привыкли к этому. Но ведь есть ограничения, связанные со строением нашего слухового и голосового аппарата. К тому же, участки мозга, отвечающие за речевые способности, развиваются до определенного возраста, после чего обучить человека речи будет крайне сложно.

 

Тема «Эволюционные взгляды Жана Батиста Ламарка»

 

Аналогичная ситуация складывается и с Тарзаном – героем одноименной эпопеи Э.Берроуза. Но тут еще несколько курьезных моментов. Напомню: семья английского офицера погибает в джунглях Африки. Младенца выкармливает и обучает всем премудростям жизни в лесу гигантская человекообразная обезьяна. Мальчик находит хижину своих отца и матери, видит там диковинные книги с картинками, непонятными значками-буквами под ними и… учится английскому языку по этим картинкам. Автор делает упор на то, что кровь потомственного джентльмена, лорда, берет свое и побуждает человека совершать неосознанные, но врожденные поступки: стремиться к знаниям, интересоваться книгами, отвергать каннибализм как нечто противоестественное для потомка знатного рода. Не правда ли, классический случай ламарковского упражнения? Если вы – учитель в десятом поколении, то ваш ребенок будет стремиться учить других даже будучи лишенным всяческого воспитания.

 

Тема «Деятельность бактерий»

 

Помните захватывающую повесть Майн Рида «Всадник без головы»? Сколько дней обезглавленный всадник был привязан к седлу лошади? Ведь он должен был разложиться, распасться по костям – казалось бы, в жарком климате благодать для деятельности гнилостных микроорганизмов. Но оказалось, что в этой стране не только жарко, но и очень сухо. Поэтому труп потерял много влаги и бактерии просто не успели разрушить ткани. Аналогичные случаи бывали и раньше с похороненными в песчаных или известковых почвах – они мумифицировались естественным образом.

 

Тема «Экологические факторы»

 

В романе Станислава Лема «Фиаско» наша экспедиция прибывает на далекую планету, населенную разумными существами, напрочь отказывающимися вступать в контакт с землянами. После ряда безуспешных попыток люди решаются на крайние меры: кавитировать (уничтожить) местную Луну. Здесь можно задаться вопросом: а что для нас вообще значит Луна? Только ли блестящий месяц на ночном небе? Дети должны перечислить все последствия исчезновения нашего спутника с орбиты.

 

Тема «Органы чувств. Анализаторы»

 

В нескольких произведениях братьев Стругацких («Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Малыш», «Жук в муравейнике» и т.д.) в качестве персонажей фигурируют некие прогрессоры – люди, выполнявшие особую миссию: ускорение прогресса на обитаемых разумными существами планетах. У них, как упоминается (причем, вскользь), есть органы чувств, реагирующие, например, на радиационное излучение. Возможно, это результат естественной эволюции. Но возможно – и рукотворной.

 

Версия для слабовидящих