«Школа для всех — школа для каждого!»

МО Гуманитарного цикла

Товарищество и дружба.

(Сценарий классного часа о дружбе для учащихся 8 класса).

Цели:

·                                 Способствовать воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива;
·                                 Развивать творческую активность.

Оформление:

· Эпиграфы на доске;

· Репродукции картин, фотографии учащихся, выставка или список книг о дружбе.

Эпиграфы к классному часу:

·                                 Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека)
·                                 Одно из важнейших свойств дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.
·                                 (Сократ)
·                                 Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу недостатки. (Лабрюйер).
·                                 Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. (Бошен).

Ход классного часа

Всю беседу проводит классный руководитель, ему помогает группа учащихся, которые подготовили сообщения.

Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья?

Представь, что ты идешь по дороге, и на пути стоит камень, на котором написано:

«Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь.»

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Почему люди дружат?

3. Почему люди ценят дружбу?

4. От чего зависит дружба?

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам расскажут ребята. Они заранее получили задание придумать или вспомнить из своей жизни, жизни своих друзей, такие случаи, когда пришлось усомниться в истинности дружбы.

(Обсуждаются две-три различные ситуации).

Разные ситуации. Разные мнения. Но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае. Когда вы осмысливаете. Что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное настоящее проявление чувств. Исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.

Но в то же время необходимо научиться и говорить «нет», чтобы дружба не превратилась в псевдодружбу, так называемую игру в одни ворота, когда отношения становятся односторонними и доминирует один из товарищей. Отношения не должны нести потребительский характер со стороны одного из друзей.

Но об этом пойдет разговор на другом классном часе, а теперь давайте поставим логическую точку в нашей беседе и попробуем дать определение дружбы. (Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах).

В словаре Даля дружба определяется так: Взаимная привязанность двух и более людей, тесная их связь; в добром смысле – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном – тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

Тест: «Настоящий ли ты друг?»

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность – он никогда не подведет;

б) солидарность – он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость – он всегда знает о вашем настроении прежде. Чем вы о нем поведаете;

г) верность – он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость – вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время приходит другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните второму другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) два;

г) трое;

д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все

г) не многие;

д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений.

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг просит вас солгать ради него другому, то вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда;

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друг на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть друзьями, а может, и нет, в зависимости от конкретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда не заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

Очки

    Б В Г Д
1 10 5 15 0 20
2 20 0 5 15 10
3 15 10 10 15 20
4 0 5 10 15 20
5 15 20 10 5 0
6 20 10 10 0 15
7 15 10 0 5 0
8 5 0 10 20 15
9 0 5 10
10 0 10 20 15 5
11 10 15 20 0 5
12 15 0 5 10 20

От 0 до 70: Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом – вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь или заводите новую дружбу.

От 75 до 120: Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши интересы. Представляйте себя на их месте, Если вы подводите друзей. То. Как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе. Вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185: Вы самый лучший из возможных друзей – великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220: Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Заключительное слово классного руководителя.

Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений.

Когда у О.Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил:”Cлово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья”.

Согласны ли вы с этим мнением? Я бы хотела, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения. Мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был для вас очень важным и значимым.

Версия для слабовидящих