«Школа для всех — школа для каждого!»

Первоклассные родители

ПЕРВОКЛАССНЫЕ РОДИТЕЛИ

В первый раз, в первый класс!

         Уважаемые родители первоклассников! Вот и наступило это долгожданное время, когда ваш ребенок пошел в школу! Одновременно радостное и волнительное состояние вашей души вполне объяснимо. С одной стороны, вы осознаете, что начался новый, интересный и очень важный этап в жизни вашего ребенка. С другой стороны, как-то все туманно и расплывчато, очень много вопросов, волнений по поводу школы, первой учительницы, одноклассников, оценок, формы и…

Пожалуй, на этом мы и остановимся и попытаемся вместе расставить все по своим местам.

Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку — это ваше внимание, терпение и любовь.

Внимательно выслушивайте рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните, иногда то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, где именно малышу нужна ваша помощь, а где он может справиться и сам.

Рекомендация вторая: ваш положительный настрой к школе, учителям, одноклассникам и их родителям упростит ребенку период адаптации.

В первые месяцы в школе учительница становится в один ряд с мамой и папой. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Как показывает практика, в классе с активными родителями, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Если лично у вас есть какие-то вопросы к учителям, вы чем-то недовольны или вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, то все разговоры, детали или комментарии должны остаться только между вами и учителем. Иначе, ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Избегайте негативных или неуважительных высказываний о школе, учителях и одноклассниках в кругу семьи, это значительно облегчит ребенку адаптационный период, т.к. ваше мнение для него очень важно.

Рекомендация третья: ваше спокойное отношение к школьным заботам и проблемам и к школьной жизни вообще, поможет ребенку адаптироваться. 

Когда ребенок видит своих родителей спокойными и уверенными, то он чувствует, что бояться школы не нужно. «Раз мама и папа спокойны и уверенны, значит, мне ничего не угрожает и мне нечего бояться!»

Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Как же ты там один без нас будешь!» И так каждое утро. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Через некоторое время, родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день в школу, и она сама увидела, что ничего страшного в школе не происходит. После этого бабушка поняла, что внук уже вырос и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Рекомендация четвертая: помогайте и поддерживайте своего ребенка во всем, что вызывает затруднение, но не делайте этого за него.

Поймите, уважаемые родители, как бы это не звучало странно, но ваша главная задача – научить ребенка обходиться без вас. Ребенок должен быть уверен, что в трудную минуту вы всегда окажетесь рядом и обязательно ему подскажете и поможете, но не будете делать что-то за него.

Даже, если очень сложно писать, рисовать, вырезать, клеить и налаживать отношения с одноклассниками, ваш ребенок должен знать, что у вас четкая и постоянная позиция, которую можно сформулировать примерно так: «Я тебе могу помочь, если моя помощь тебе нужна, но ты должен потрудиться и сделать это самостоятельно!»  Даже если ребенок начинает плакать или закатывать истерики, позиция должна быть неизменной. Научив своего ребенка справляться с трудностями сейчас, вы обеспечите его иммунитетом к трудностям во взрослой жизни.

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и лишний раз не волноваться, ребенок должен знать, что вы доверяете ему настолько, чтобы все, что касается его самого, он делал сам, но если вдруг возникнет необходимость в помощи, он может на вас рассчитывать. Иногда одной такой уверенности бывает достаточно, чтобы ребенок со всеми заданиями справился самостоятельно.

Не нужно собирать ему портфель, пусть соберет его сам, а для этого вы один раз потренируйтесь вместе с ним. Кладите на стол дневник, смотрите вместе расписание и складывайте в портфель все именно в той последовательности, как записано в дневнике. Так, вы никогда ничего не забудете.

Не точите за него карандаши, ему вполне под силу это занятие. Можете просто сидеть рядом и подбадривать, когда на четвертом карандаше у вашего первоклассника уже заболят пальцы, и он начнет уговаривать вас сделать это за него.

Не заводите за него будильник, а просто научите его самого выполнять эту несложную процедуру. Пусть на все эти задания он потратит больше времени и сил, чем, если бы все это сделали вы, зато он будет чувствовать себя самостоятельным и более уверенным в себе.

Поверьте, вашему ребенку будет очень приятно почувствовать себя взрослым, когда он сам, без напоминания, будет складывать портфель, заводить будильник, самостоятельно вставать одеваться и радостно будить вас словами: «Мама, я уже готов!»

Рекомендация пятая: не завышайте требования к своему ребенку.

Задайте себе вопрос: а не ставлю ли я перед своим ребенком невыполнимую задачу? Не живет ли он в постоянном страхе не оправдать мои ожидания?

Если вы до этого момента завязывали своему ребенку шнурки, решали, что ему одевать, с кем дружить, то он не сможет за один день привыкнуть самостоятельно готовить с вечера одежду, одеваться так, чтобы и рубашка не торчала, и галстук висел как надо.

Вряд ли ему захочется собирать самостоятельно портфель с первого дня, ведь для него это занятие еще представляет некоторую сложность. Помогите ему, соберите портфель вместе несколько раз, потом пусть он в вашем присутствии соберет портфель сам, а когда ваш ребенок будет делать это уверенно, предоставьте ему свободу в вопросах одежды и портфеля. Не давайте ему шанс сказать при случае: «Ах, это мама забыла положить мне тетрадь! (книгу, сменку, спортивную форму и т.д.)»

Помните, что ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но, к счастью, это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме, данного предмета, на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Не оставляйте своего ребенка наедине с проблемой, но и не решайте эту проблему за него. Делайте все вместе, постепенно предоставляя школьнику свободу в определенных делах. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими и старайтесь, чтобы даже в сложных ситуациях ребенок чувствовал, что вы его все равно любите и он для вас самый-самый!

 

Версия для слабовидящих