Календарь

НАШ САЙТ

РДШ

Вакансии!

В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№90» требуется социальный педагог и старшая вожатая

300-летие Омска

70 лет Победы

Счётчик посещений

счетчик посещений

«Школа для всех — школа для каждого!»

ИГРОВЫЕ МИНУТКИ

Игры для учителей – это помощники в процессе обучения. Когда вместо назидательных речей учитель использует организующие, активизирующие или успокаивающие игры, школьники по-другому воспринимают и личность учителя, и его урок. Учителю необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам.

Игры на уроке.

Снимают напряжение, усталость, реализуют актуальную потребность

и развивают концентрацию внимания.

Игры на реализацию агрессивной потребности.

  • «ЁЖ»: реализует потребность в агрессии, снимает мышечные зажимы.

Условия игры: Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжались в клубочек. Но все неприятели разбежались, ежи остались в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке (повторить 3 раза).

  • «Хищник»: реализует потребность в агрессии, снимает мышечные зажимы.

Условия игры: Дети выбирают для себя предпочитаемый образ хищника (тигр, лев, волк, рысь и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» стали демонстрировать друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, «хищники» успокаиваются, уважая силу и достоинства каждого.

Игры на реализацию вербальной потребности

1)   «Хор»: реализует вербальную потребность, объединяет, организует.

Условия игры: Каждому ряду детей задаётся новый звук для пропевания (А-О-И-У-Е). Взрослый будет дирижёром, который свои ладони рук приближает или удаляет друг от друга, задавая, тем самым, громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной, плавно и скачкообразно. Заканчивается игра тихим звучанием.

  • «Улей»: реализует вербальную потребность.

Условия игры: Все дети превращаются в диких пчёл, которые тихо жужжат в своём улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать мёд, жужжание усиливается, становится сердитым, громким. Однако волнения напрасны, и пчёлы успокаиваются.

  • «Попугайчики»: реализует вербальную активность, развивает слуховое внимание.

Условия игры: Все дети становятся «попугайчиками», которые повторяют слова, голоса животных с интонацией ведущего. Ведущий произносит и выбирает глазами «попугайчика».

Игры на организацию и реализацию двигательной потребности.

1) «Хлопки»: реализует двигательную потребность, развивает слуховое внимание, организует.

Условия игры: Когда начинается урок, а дети продолжают шуметь, учитель может хлопнуть в ладони в определённом ритме. И попросить повторить самого шумного ученика. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют ритм после того, как на нём (ребенке) остановится взгляд учителя. Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.

Правила: Тот, кто хлопнет в ладоши, не поймав взгляд педагога, пропускает ход.

Варианты: Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.

  • «Порядок в классе»: организует, переключает деятельность, активизирует зрительное внимание. Если урок требует зрительного сосредоточения, можно использовать подобные игры.

Условия игры: Дети закрывают глаза, а педагог бесшумно изменяет что-нибудь в оформлении класса (например, снимает цветок с окна и др.). Чем старше дети, тем больше может быть изменений (до 5). Даётся команда ребятам: «Открыть глаза и навести порядок в классе».

Правила: Кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует.

Варианты: Вместо перестановки предметов можно предлагать некоторым детям пересаживаться.

  • «СОЛНЦЕ»: активизирует, создаёт положительное настроение.

Условия игры: Дети сидят за партами. Учитель предлагает по речевому сигналу «Солнце» медленно подниматься из-за парты, поднимать руки вверх, разводить их в стороны — «лучики» — и улыбаться друг другу.

4)  «ВЕТЕР»: успокаивает.

Условия игры: Дети стоят и по речевому сигналу «Ветер» делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на перемене.

Объединяют, развлекают, активизируют и способствуют релаксации.

 

На переменах дети с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко», «Ручеёк», «Путанка», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают агрессивным школьникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.

Иногда учителя выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая беспокоивший их вопрос: «Если мы всё время будем с ними играть, то когда же воспитывать?» А это и есть процесс воспитания, без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.

 

1)  «Солдат в темноте»: объединяет, развивает пространственное восприятие.

Условия игры: Ведущий выбирает «Солдата», завязывает ему глаза и даёт команду «правильного» пути. Например, шаг вперёд, два шага влево и т.п. Все остальные дети стоят в ожидании, когда «Солдат» подойдёт близко к товарищу, ему необходимо угадать кто это. Далее «Солдатом» будет другой ребёнок.

2) «Помоги другу» (вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием): объединяет, развивает чувство эмпатии.

Условия игры: Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, и его друг помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем они меняются ролями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксационные  игры

(по книге Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М., 2000).

 

3) «Подснежник».

Инструкция взрослого: «Вы уже готовы играть? Тогда пора превращаться! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело в нежный стебелёк. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.

В лесу, под сугробом спрятался нежный Цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее, лучики солнца постепенно пробуждают Цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встаёт. Ласковое солнышко так далеко, а Цветочку хочется почувствовать близко тепло. Ведь кругом ещё снег, и он в лесу появился самым первым. Он тянется вверх. Поднимается всё выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться. Наслаждаясь весенним теплом, Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я — первый весенний Цветок, и зовут меня Подснежник», — кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал Подснежник раскачиваться в разные стороны, раскачиваться.

Цветочек склонялся всё ниже и ниже и совсем лёг на проталину. Побежали ручьи, и вода подхватила наш Подснежник в длительное, сказочное путешествие. Он плывёт и удивляется чудесным весенним превращениям.

А вот он приплыл в какую-то сказочную страну. Поднялся, осмотрелся. Чему-то удивляется и радуется. Чему удивился Подснежник? Расскажите друг другу».

 

4)  «Дождь в лесу».

Инструкция взрослого: «И вот опять игра. И мы вновь превращаемся. На этот раз мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Но подул сильный ветер, и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами спины впереди стоящего. Пусть движения будут лёгкими, как будто дождик стучит ласково.

Дождик стал стучать сильнее, а потом ещё чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя.

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть  бодрость и уверенность».

 

 

 

5)  «Помощники».

Инструкция взрослого: «А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились.

Бабушка постирала бельё, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, ещё сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанем. Ещё немного. Но вот с бельём управились.

Поможем и дедушке: он посыпает дорожки песком. Берем песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ножками. Сильней. Ещё сильнее.

Осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко, высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось. Ещё раз поднимаем. Ух, здорово! Помогаем голосом.

Размахиваемся сильнее. Ух, ещё раз! Ух, готово!

Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать. Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, вместе отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхает. Веки отдыхают, глазки закрывают.

Музыка играет,

Все тело отдыхает.

Потянулись сладко,

Приподнялись, встали,

А теперь вздохнули, выдохнули дружно.

Вот как отдыхать и работать нужно!

 

 

Версия для слабовидящих